ЛГТУ
 mailbox@stu.lipetsk.ru
398600, Россия, г. Липецк, ул. Московская, д.30

Совет ректоров вузов Липецкой области

26.12.2016



23 декабря в Липецком государственном техническом университете состоялось очередное заседание Совета ректоров вузов Липецкой области под председательством ректора ЛГТУ А.К. Погодаева. В работе заседания приняли участие руководители липецких вузов, председатель комиссии Совета ректоров по социальным вопросам, проректор ЛГТУ А.Н.Чиликин, сотрудники Управления ФСБ России по Липецкой области.
По вопросу о профилактике проявления экстремизма в студенческой среде выступил сотрудник Управления Федеральной службы безопасности по Липецкой области.
Одной из приоритетных задач, определенных Стратегией государственной национальной политики, является развитие патриотического и гражданского воспитания, формирование культуры межнационального общения и установок толерантного сознания у подрастающего поколения. В молодежной среде в силу социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки этой возрастной категорией граждан легче формируются радикальные взгляды и убеждения, наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Поэтому в образовательных учреждениях, призванных обеспечить воспитание граждан, уважающих права и свободы личности, и проявляющих национальную и религиозную терпимость, вопросам профилактики экстремизма должно уделяться особое внимание. В докладе был затронут вопрос защиты информационного пространства в противовес распространяемой в сети Интернет - основном источнике информации для молодежи - идеологии терроризма и экстремизма. Участие образовательных учреждений в решении данного вопроса заключается в организации системы ограничения доступа к контенту, содержащему противоправную информацию. В ходе доклада также были озвучены причины возникновения экстремистских проявлений, формы проявления молодежного экстремизма, особенности поведения участников экстремистских движений и рекомендации по улучшению данной деятельности путем усиления обмена информацией между вузами и субъектами противодействия экстремизму. Было выдвинуто предложение обобщить опыт Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина и подготовить совместно с заинтересованными органами власти методическое пособие по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде для дальнейшего его применения в работе профессорско-преподавательским составом вузов Липецкой области. Совет постановил разработать Соглашение о взаимодействии Совета ректоров и управления ФСБ по Липецкой области и план совместных мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму в молодежной среде.
В продолжение вышеуказанной темы проректор по учебно-воспитательной работе ЛГТУ, доктор психологических наук, профессор Александр Николаевич Чиликин выступил с докладом о патриотическом воспитании студенческой молодежи. Александр Николаевич подчеркнул важность патриотического воспитания молодежи как важнейшего мотива социально значимой деятельности, направленного на развитие преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны, и привел конкретные примеры разнообразной гражданско-патриотической работы: мероприятий, акций патриотической направленности, проводимых в вузах Липецкой области, деятельности вузовских общественных организаций патриотической и военно-патриотической направленности.
В социальной структуре общества студенчество - социальная группа, по своему общественному положению ближе всего стоящая к интеллигенции и предназначенная в будущем к занятию высококвалифицированным трудом в различных отраслях науки, техники, управления, культуры. Таким образом, студенческая молодежь это тот социальный слой общества, который, прежде всего, должен стать объектом патриотического воспитания.
В настоящее время, в стране уделяется большое внимание патриотическому воспитанию студенческой молодежи.
Целью патриотического воспитания является формирование в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
В вузах Липецкой области проводятся мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам, направленные на военно-патриотическое воспитание. Ведется пропаганда достижений российской науки, культуры и государственности, отечественного спорта, трудовых свершений граждан, подвигов защитников Отечества, государственных символов.
Третьим обсуждаемым вопросом стал вопрос о Московском международном рейтинге университетов "3 миссии университета".
Учредители проекта создания Московского международного рейтинга "Три миссии университетов"- Российский союз ректоров и Российская Академия наук. Оператор - Ассоциация составителей рейтингов (АСР), в число учредителей которой входят ведущие рейтинговые и исследовательские центры ("Эксперт РА", ВЦИОМ, "Репутация" и др.).
Рейтинг нового типа крайне востребован не только в России, но и в большинстве других стран. Преподавательское сообщество, студенты, ученые, работодатели, правительства испытывают проблемы из-за того, что наиболее популярные ныне рейтинги оценивают университеты довольно односторонне. От трети до половины учитываемых ими показателей приходится на репутационные оценки, а в семействе предметных рейтингов их доля иногда доходит до 80% и более. В то же время никак не учитываются ни реальное качество знаний выпускников, ни внедрение передовых методов обучения, ни особенности национальных педагогических и научных школ.
Московский международный рейтинг "Три миссии университета" оценивает все три классические ключевые миссии университетов. Первая из них - образовательная. Главная функция университетов во все времена оставалась неизменной - учить, давать студентам знания. Удивительно, но качество образования остается на периферии глобальных университетских рейтингов. Вторая - научные исследования, в отрыве от которых качественная подготовка специалистов сегодня невозможна. И, наконец, взаимосвязь университета и местных сообществ, приобретающая сейчас все большее значение как фактор гармоничного развития регионов, но находящаяся вне поля зрения составителей существующих рейтингов
Принципиальное отличие нового рейтинга - он основывается на единообразно измеряемых количественных показателях и исключает применение данных, построенных на основе репутационных опросов, что существенно повышает уровень его объективности.
Руководители образовательных учреждений поддержали Московский международный рейтинг университетов и предложили включить в группу критериев "Научная деятельность", в подгруппу "Информационная поддержка учебного процесса и научно-исследовательской деятельности" следующие показатели:
- Объем библиотечного фонда;
- Электронная информационно-образовательная среда (электронные ресурсы, образовательные технологии);
- Коэффициент книгообеспеченности;
- Коэффициент использования фонда.
На этом Совет ректоров вузов Липецкой области завершил очередное заседание.