Модель системы менеджмента качества в практике работы ЛГТУ

Одной из главных задач развития университета является совершенствование системы управления университетом, для реализации которой важнейшую роль играет разработка и внедрение в управление основными процессами системы менеджмента качества (СМК).

План мероприятий по созданию и внедрению системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000 реализуется в университете по решению Ученого совета ЛГТУ с 2006 года. Инициатором этого решения был ректор ЛГТУ Погодаев А.К. (с 2005 по 2008 гг. занимал должность проректора по качеству и информационным технологиям). С этого времени развивающаяся СМК становится определяющим фактором совершенствования системы управления университетом. Для постоянной и системной работы была создана организационная структура - служба качества, которую возглавляет ответственный представитель руководства в области качества (с 2009 г им является проректор по учебной работе). В настоящее время служба качества состоит из главного аудитора и 17 уполномоченных по качеству, представляющих факультеты и вспомогательные структурные подразделения, обеспечивающие учебный процесс и важнейшие направления деятельности университета. Для эффективной организации и проведения внутренних аудитов подготовлены и аттестованы из числа ведущих преподавателей и специалистов университета внутренние аудиторы по СМК. Ответственный представитель руководства в области качества систематически (2 раза в месяц) проводит круглый стол по качеству с участием уполномоченных по качеству факультетов и структурных подразделений и ежегодно отчитывается о проделанной работе на Ученом совете. В подготовке этого отчета участвует комиссия Ученого совета по развитию системы менеджмента качества. Последний анализ функционирования СМК проведен на заседании Ученого совета университета 02.07.2015 г. Ежегодно не менее 10 преподавателей и сотрудников в рамках внутривузовской системы повышения квалификации проходят обучение по программе "Разработка и внедрение системы менеджмента качества".

В сентябре 2009 года усилия руководства по совершенствованию менеджмента университета получили позитивную внешнюю оценку. ЛГТУ в числе немногих вузов России успешно прошел процедуру сертификации СМК образовательной деятельности университета на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Университет активно содействует распространению принципов всеобщего менеджмента качества. С этой целью ЛГТУ принимал участие в инновационных учебно-методических проектах "Механизмы обеспечения гарантии качества профессионального образования" (2008 г.), "Обучение сотрудников учреждений профессионального образования в области гарантии качества" (2010 г.) а также в 3-м (2008 г.), 5-м (2010 г.) и 6-м (2011 г.) международных форумах "Гарантии качества профессионального образования", которые проводились Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Внешняя экспертиза стала фактом общественного признания нашего университета как учебного заведения, реализующего передовой мировой опыт в обеспечении гарантии качества высшего профессионального образования, ориентированного на повышение своей конкурентоспособности, а значит, лидерства среди университетов своего профиля. В сентябре 2015 г. ресертификационный внешний аудит, который проводился органом по сертификации СМК "Техцентр-Регистр", подтвердил соответствие действующей системы менеджмента качества университета требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 применительно к образовательной и научной деятельности. По результатам данного аудита срок действия сертификата продлен до 22.09.2018 г.

Развивающаяся в ЛГТУ система менеджмента качества базируется на рекомендациях международных стандартов серии ИСО 9001, а также "Стандартов и Директив для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе", разработанных Европейской ассоциацией гарантии качества в сфере высшего образования (ENQA). В основе модели менеджмента качества международного стандарта ИСО 9001 лежит процессный подход, т.е. декларируется, что желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Под процессом понимается любая деятельность, или совокупность деятельности, которая использует ресурсы для преобразования "входов" в "выходы". Реализация процессного подхода в СМК университета привела к необходимости "инвентаризации" всех жизненно-важных процессов вуза, определению целей процессов, лиц, ответственных за эти процессы (владельцев процессов) и документальной регламентации этих процессов.

В СМК ЛГТУ выделено 7 основных и 8 вспомогательных процессов, связанных с кадровым, финансовым, организационным обеспечением основных процессов (рисунок). За 2009-2015 гг. в документально регламентированы процессы: 2.2. Проектирование и разработка программ высшего и дополнительного профессионального образования (ВПО и ДПО), 2.4. Реализация основных образовательных программ (ООП) и ДПО, 2.5 Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми; 2.7 Научно-исследовательская и инновационная деятельность и вспомогательного процесса, 3.2 Кадровое обеспечение. Службой качества университета в соответствии с установленными требованиями разработано 97 документов, регламентирующих деятельность СМК (Руководство по качеству, 11 стандартов, 69 общеуниверситетских положения, 16 методических инструкций и рекомендаций); 77 документов, регламентирующих деятельность структурных подразделений и 213 должностных инструкций ППС, УВП и других работников университета. В общеуниверситетских положениях представлены матрицы распределения полномочий и ответственности между участниками сквозных межфункциональных процессов. Работа по документированию других направлений деятельности университета будет продолжена в рамках программы стратегического развития.

В соответствии с требованиями международных стандартов качества в университете разработаны и введены в действие основные документированные процедуры управления качеством, внедрены отдельные критерии измерения образовательных процессов.

Рисунок. Обобщенная схема взаимосвязей входов и выходов основных (Блок 1,2) и вспомогательных процессов университета

Для того чтобы оценить и проанализировать, как функционирует тот или иной основной или вспомогательный процесс, выявить несоответствия, нарушения и отклонения от установленных требований; своевременно предпринимать корректирующие и предупреждающие действия в университете на регулярной основе проводится мониторинг, измерение и оценка параметров и характеристик рабочих процессов и анализ их результатов. Основную роль здесь играют плановые внутренние аудиты СМК, проводимые в соответствии с утвержденными ректором ежегодными Программами внутренних аудитов. Ежегодно в университете проводится более 60 плановых и внеплановых проверок в различных структурных подразделениях. Помимо аттестованных внутренних аудиторов в проверках участвуют технические эксперты, в качестве которых привлекаются члены комиссии Ученого совета, президиума Учебно-методического совета (УМС), заместители деканов, руководители служб университета. Результаты аудитов рассматриваются на заседаниях ученого совета университета и советов факультетов, совещаниях по качеству (проводимых 1 раз в два месяца), на оперативках у ректора, ответственного представителя руководства по качеству и деканов. По результатам аудитов обязательно издаются приказы ректора, в которых указывается перечень корректирующих мероприятий по устранению выявленных несоответствий, и устанавливаются конкретные сроки их выполнения.

Важным моментом внедрения СМК является согласование применения процессного подхода и традиционной организационной структуры управления, построенной по функциональному принципу. В связи с этим руководством университета приняты нестандартные решения о введении новых горизонтальных структур - Объединений преподавателей специальности (направлений), в которые входят все преподаватели, принимающие участие в учебно-воспитательном процессе со студентами. Объединение преподавателей специальности или направления (ОПС или ОПН) - коллектив профессорско-преподавательского состава выпускающей и соответствующих профильных кафедр университета, ответственный за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление основной образовательной программы по конкретной специальности (направления) с учетом достижений науки, техники и социальной сферы. ОПС (ОПН) является динамичной организационной структурой, реально управляющей содержанием и качеством учебного процесса. Оно оперативно реагирует на изменения рынка труда, рынка образовательных услуг, требований работодателей. ОПС (ОПН) систематически изучает удовлетворенность обучаемых качеством учебного процесса по учебным дисциплинам ООП, анализирует результаты и оперативно принимает корректирующие действия, направленные на устранение возникающих отклонений от установленных требований. Работа этих новых структурных образований постоянно анализируется и совершенствуется. В 2015 г. после неоднократного публичного обсуждения на совещаниях по качеству подготовлена третья версия Положения об ОПС (Н).

Кроме того, в условиях перехода на ФГОС 3 поколения действующая система гарантии качества образования позволила университету в 2010/2011 уч. году успешно пройти сложный этап разработки новых основных образовательных программ (ООП) на базе компетентстного подхода, а в 2014/2015 модернизировать эти программы в соответствии с требованиями новых стандартов ФГОС ВО (ФГОС 3+). Для методической поддержки этой работы УМС и службой качества были подготовлены Положение и Методическая инструкция по проектированию и разработке основных образовательных программ, а также Методические рекомендации по разработке учебных планов. Мониторинг состояния работы по переходу на ФГОС-ы 3 поколения был осуществлялся во время внутренних аудитов в 2011 и 2015 гг.

Внедрение и развитие СМК в немалой степени обеспечило не менее успешное прохождение ЛГТУ в ноябре 2014 г. очередной процедуры государственной аккредитации.

Успешное функционирование СМК позволила университету добиться значительных успехов. В 2007 году ЛГТУ стал дипломантом конкурса "100 лучших товаров России" в номинации "Образовательная деятельность", а в 2008 году - дипломатом конкурса на соискание премии администрации Липецкой области по качеству. В 2009 году университет внесен в реестр работодателей Липецкой области, гарантированно соблюдающих трудовые права работников (сертификат доверия работодателю N 007 от 24.06.2009 г.).

В 2011 году мероприятия по совершенствованию системы менеджмента качества были высоко оценены на региональном уровне. Университет стал победителем публичного конкурса на соискание премии администрации Липецкой области по качеству, в группе организаций с количеством персонала свыше 250 человек. Нашими конкурентами в этой группе были такие признанные предприятия-лидеры, как Лебедянский завод строительно-отделочных машин, Юговостокэлектромонтаж, Липецкцемент, Домостроительный комбинат и др. промышленные предприятия.

В 2013 году университет признан лауреатом конкурса "100 лучших ВУЗов и НИИ России", награжден дипломом и золотой медалью, а ректору А.К.Погодаеву вручен почетный знак "Ректор года - 2013".

Шесть лет подряд с 2010 по 2015 годы образовательные программы ЛГТУ победителями проекта "Лучшие образовательные программы инновационной России", который реализуется журналом "Аккредитация в образовании" совместно с Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации (Нацаккредцентром) и Гильдией экспертов в сфере профессионального образования. Проект разрабатывался при участии широкой академической и профессиональной общественности. Это ректоры ведущих вузов страны - члены региональных советов ректоров; сертифицированные эксперты, привлекаемые к экспертизе деятельности вуза в процессе государственной и общественно-профессиональной аккредитации; учебно-методические объединения; руководители крупнейших предприятий и организаций регионов; центры занятости и кадровые агентства. Цель проекта - определение образовательных программ высшего профессионального образования, которые готовят лучших выпускников. Причем отбор лучших выполняется и среди множества однопрофильных программ, например, программы педагогического образования, экономического образования, политехнического образования и т.п., и среди всех образовательных программ, которые реализуются в вузах конкретного российского региона. Победа в проекте означает, что эти программы вошли в 1000 лучших, из более чем 30 тысяч образовательных программ, реализуемых в высших учебных заведениях Российской Федерации.